Историческая справка

 
 
В марте 1858 года Главноуправляющий Путями Сообщения и Публичными Зданиями генерал-адъютант Чевкин и Военный Министр генерал-адъютант Сухозанев подписали «Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге».

В этом документе говорилось о том, что арестанты, препровождаемые этапами из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, отныне перевозятся по железной дороге. В Положении было всё подробно расписано, вплоть до правил приема пищи и её количества на каждого арестанта.

Так было положено начало осуществлению специальных перевозок в России.

В послереволюционный период органы ОГПУ-НКВД были подключены к индустриализации страны, строительству крупных заводов и фабрик, рудников, водных каналов, железных и шоссейных дорог. Для решения этих задач в системе НКВД возникла необходимость обеспечения не только людских перевозок, но и своевременной доставки но назначению строительных материалов, машин и оборудования.

В ведении органов внутренних дел имелся парк специальных вагонов, баз и складов, соединяющихся с магистральными железными дорогами собственными подъездными путями. Такое положение, с учётом большого объёма специальных и воинских перевозок, потребовало создания транспортного органа в составе Комиссариата внутренних дел.

Приказом НКВД СССР от 31 декабря 1936 года № 528 в Наркомате было образовано бюро по перевозкам, выделенное в самостоятельное подразделение из Главного Транспортного управления НКВД.

В июне 1939 года Бюро по перевозкам было преобразовано в Отдел железнодорожных и водных перевозок НКВД СССР с теми же функциями и полномочиями.

В годы Великой Отечественной войны Отдел играл существенную роль в решении важнейших задач, вставших перед страной.

В мае 1943 года на него возлагается осуществление контроля перевозок оборонных грузов, боеприпасов, другой продукции, имеющей военное назначение (Приказ НКВД СССР № 796 от 5 мая 1943 г.). В этой связи в соответствии с Приказом НКВД СССР № 880 от 22 мая 1943 года на железных дорогах страны создаются отделы, отделения и опергруппы по перевозкам с подчинением их Отделу железнодорожных и водных перевозок НКВД СССР.

 

Функции, задачи и правовое положение аппаратов спецперевозок на всем протяжении определялись приказами НКВД-МВД СССР и ККПС-МПС СССР. Руководство всеми видами перевозок, выполняемых железнодорожным и водным транспортом, осуществлялось начальником отдела специальных перевозок НКВД СССР.

Организация воинских и специальных перевозок в пределах железных дорог была возложена на начальников окружных отделов спецперевозок НКВД. В 1948—1953 гг. служба занималась организацией работы транспортной авиации МВД, розыском на железных дорогах страны беглецов-выселенцев, обеспечивала перевозку специальных грузов Первого главного управления при Совете Министров СССР и готовой продукции аффинажных заводов в Гохран. Для этого в ведении отдела находилась база специальных вагонов. Штатная численность центрального аппарата спецперевозок в этот период составляла 160 единиц, линейных подразделений на местах — 350 единиц, они находились в ведении МВД-УВД, а по вопросам оперативно-служебной деятельности подчинялись ОСП МВД СССР.

В марте 1957 года Совет Министров СССР постановлением № 328-159 возложил на службу спецперевозок МВД СССР планирование и обеспечение всех воинских перевозок Комитета госбезопасности, в том числе специальных грузов, следующих за границу. В том же году на службу спецперевозок МВД был полностью распространен порядок планирования и организации воинских перевозок, установленный для органов военных сообщений Министерства обороны СССР, а в 1958 году был установлен единый воинский тариф с распространением его на перевозки, осуществляемые подразделениями спецперевозок МВД.

В 1977 году отдел преобразуется в Управление спецперевозок МВД СССР, на которое возложены задачи по обеспечению перевозок по воинскому плану железнодорожным, морским и речным транспортом потребителей всех подразделений МВД СССР, КГБ при Совете Министров СССР и Минмонтажспецстроя СССР.

В результате неоднократных оргштатных мероприятий с 1991 года в составе МВД России функционирует Управление спецперевозок, на которое в соответствии с Правительственными решениями и межведоственными соглашениями возложено обеспечение воинских перевозок МВД России, ФСБ России, ФПС России, ФАПСИ при Президенте России, Центробанка России, Спецстроя России, Роскомдрагмета.

В настоящее время функционирует Главный центр специальных перевозок МВД России.

Перед органами специальных перевозок стоит ряд основополагающих задач, решение которых составляет основу деятельности.

Одной из таких задач является планирование, организация, оперативное управление и учет воинских и специальных перевозок МВД России, а также контроль по осуществлению этих перевозок. Осуществляется контроль за продвижением по железным дорогам всех воинских эшелонов, воинских транспортов и команд, обеспечивая при этом их первоочередную погрузку и доставку по назначению.

Другой основной задачей является проведение единой технической политики в развитии и оснащении промышленного железнодорожного транспорта МВД России и учреждений уголовно-исполнительной системы. Сотрудники участвуют в обучении личного состава органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России правилам перевозок железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта, принимают участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерация, МВД России по вопросам работы промышленного железнодорожного транспорта, организации и обеспечения воинских и специальных, а также иных перевозок.

Следующей основной задачей является планирование и осуществление совместно с ОАО «Российские железные дороги», Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны, Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации перевозок на мобилизационный период и в военное время, а также эвакуационных мероприятий по линии гражданской обороны.

Очередной задачей является планирование, организация, контроль специальных и иных перевозок Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Во исполнение данной задачи на Службу возложено решение вопросов по приобретению, содержанию и эксплуатации специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.

В целях дальнейшего совершенствования организации перевозок в системе МВД России в 1997 году на Управление специальных перевозок были возложены функции по производству централизованных расчетов с органами транспорта за перевозки в интересах МВД России по воинским перевозочным документам и аренду (фрахт) перевозочных средств.

С ноября 2007 на Главный центр специальных перевозок МВД России возложены задачи по организации и оплате перевозок иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, а также должностных лиц органов внутренних дел, сопровождающих указанных граждан.

Сотрудники Службы специальных перевозок МВД России на протяжении всей истории существования принимают активное участие в разрешении проблем и чрезвычайных ситуаций, возникавших в стране.

Сотрудниками Службы специальных перевозок принимались меры по организации и контролю за продвижением подвижного состава с материально-технических средствами и силами, направляемых для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, охраны и поддержанию правопорядка в 30 км зоне действия последствий данной аварии.

 

Принимали активное участие по оказанию практической помощи МВД Армянской ССР в ликвидации последствий стихийного бедствия - землетрясения. Перевозки личного состава сводных отрядов МВД субъектов СССР, оборудования и техники для восстановительных работ, обеспечения общественного порядка, а также воинских и материально-технических ресурсов осуществлялись сотрудниками, которые располагались в городах Ереван, Ленинакан, Спитак, а также на станциях Ширван, Норашен, Масис, Кармир-Блу и др.

В целях бесперебойного снабжения материальными средствами подразделений внутренних войск и органов внутренних дел, выполняющих задачи по обеспечению государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружению всех незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в других регионах Северного Кавказа была создана Группа тылового обеспечения МВД Российской Федерации, в состав которой входили сотрудники службы специальных перевозок. На станциях Моздок, Ханкала, Беслан и Кизляр были созданы комендатуры, которые обеспечивали перевозки личного состава органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России, боевой техники и вооружения, продовольствия и других видов грузов, необходимых для решения стоящих задач.

Кроме этого сотрудники службы принимали активное участие по организации и обеспечению правопорядка в таких мероприятиях, как проведение XX Олимпийских игр, Игр Доброй воли, празднования 300-летия образования города Санкт-Петербурга и 1000-летия — Казани и многих других. За все время существования Службы специальных перевозок не было ни одного прецедента, чтобы воинские эшелоны, команды и транспорта учетных серий не дошли до своего пункта назначения, что свидетельствует о высокой ответственности и профессионализме сотрудников.


Колектив ФКУ «ГЦСП МВД России»

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России