В первые послевоенные годы

В первые послевоенные годы работа отдела перевозок МВД СССР и его периферийного аппарата была направлена на изыскание возможностей максимального удовлетворения потребностей в резко возросших перевозках для строек предприятий и хозяйств МВД

В послевоенные годы железнодорожный транспорт работал крайне напряженно из-за недостатка подвижного состава, частого отвлечения большого количества вагонов по выполнению специальных заданий Правительства по вывозу трофейного оборудования, перевозок зерна направляемого в порядке помощи другим государствам, крупных перевозок демобилизованных военнослужащих. Кроме того, на работу железных дорог существенно влиял недостаток производства топлива в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В послевоенные годы Отделом руководил генерал-майор Аркадьев Дмитрий Васильевич.
 
Справка
Аркадьев Дмитрий Васильевич
Родился 18.02.1900 в Рязанской области в семье железнодорожного рабочего. Работал на Московско-Рязанской железной дороге. Член партии с 1919. С 1918 в рядах Красной Гвардии, затем в органах ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-МВД. С 1934 работал в ТО ГУГБ НКВД СССР. С 09.08.1941 по 09.12.1941 заместитель начальника 2-го отделения 1-го отдела Транспортного управления НКВД СССР, с 09.12.1941 по 05.05.1943 - начальник 1-го отделения 1-го отдела Транспортного управления НКВД СССР. С 05.05.1943 по 16.03.1951 (освобожден от должности по болезни приказом МВД СССР от 16.03.1951 № 330) начальник Отдела железнодорожных и водных перевозок НКВД (с 1946 - МВД) СССР. Генерал-майор (09.07.1945). Уволен из органов МВД СССР в запас по болезни. В 1953-1954 начальник Транспортного управления Министерства среднего машиностроения СССР. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «Знак почета».
Умер 18.10.1954. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Штат Отдела железнодорожных и водных перевозок на 1 апреля 1945 года составлял 39 человек.

В 1946 году по государственному плану перевозок было погружено 621 958 вагонов. План морских и речных перевозок составил 835 500 тонн. Отделом проводилась огромная работа по организации перевозок войск МВД, военнопленных, власовцев, репатриантов и заключенных.
Надо отметить, что уже в 1946 году на свою родину было отправлено свыше 200 тысяч военнопленных немцев, румын, австрийцев.

Из Германии для стоек и предприятий МВД постоянно осуществлялась доставка демонтированного трофейного оборудования.

Учитывая серьезные трудности с отоплением в зимний сезон, только для отопления служебных помещений МВД СССР в Москву было перевезено 298340 кубометров дров.

С 1946 года на Отдел перевозок было возложено планирование ремонта подвижного состава МВД России, который составлял 575 паровозов, а уже в 1947 их количество возросло до 669 единиц.

Кроме того, Отдел обеспечивал контроль за техническим состояние подъездных путей МВД, а также транспортной работой железнодорожных хозяйств МВД.

Отдел занимался организацией перевозок водным транспортом и контролем за техническим состоянием флота МВД, который насчитывал 585 самоходных и 1511 несамоходных судов. Также обеспечивались перевозки в адреса подразделений МВД автомобильным транспортом по планам Министерства автотранспорта и шоссейных дорог СССР.

Одной из важнейших государственных задач было обеспечение перевозок для специальных строек Главпромстроя и Первого Главного управления при Совете Министров, занимавшихся в тот период разработкой и организацией производства ядерного оружия, а так же проведением исследований по использованию атомной энергии в мирных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приказом МВД СССР от 18 июня 1948 года для руководства транспортной авиацией МВД в составе Отдела железнодорожных и водных перевозок было создано отделение транспортной авиации, начальником которого был назначен генерал-майор Илья Михайлович Чупров.
Отделу был передан 1 отдельный авиационный полк МВД СССР, усиленный за счет передачи тяжелых транспортных самолетов из подразделений Главного управления пограничных войск. Кроме того, были переданы аэродром «Быково» с ангарами, авиаремонтными мастерскими и жилгородком.

В результате катастрофического землятресения в Ашхабаде было разрушено 90-98 % всех строений. По разным оценкам погибло от 1/2 до 2/3 населения города (то есть от 60 до 110 тысяч человек). По специальному заданию Министра Отделом был установлен особый контроль за погрузкой продвижением стройматериалов, продовольствия, оборудования, лесоматериалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В феврале 1949 года Отделу перевозок были поручены организация и руководство работой гидрометеослужбой МВД, для чего из состава Главного управления пограничных войск было передано и включено в состав Отдела отделение метеослужбы.
Кроме того, в соответствии с приказом МВД СССР №001456 от 14.01.1948 года при Отделах и отделениях спецперевозок МВД округов и дорог были созданы оперативно-розыскные группы и посты на транспорте по задержанию беглых заключенных и выселенцев.

С 1949 по 1951 годы в Отдел перевозок было введено дополнительно 106 единиц личного состава и в 1953 году численность отдела составляла 216 человек.
Отдел состоял из:
 - отделения народнохозяйственных перевозок;
 - отделения воинских перевозок;
 - отделения по обеспечению погрузки и продвижения грузов;
 - отделения по контролю за работой собственных подъездных путей и флота;
 - отделения специальных перевозок;
 - отделения эксплуатации специальных вагонов;
 - отделения гидрометеорологической службы;
 - летной инспекции МВД СССР;
 - отдельного авиаотряда транспортных самолетов МВД СССР (6 самолетов).

В 1951 году количество отгруженных вагонов увеличилось до 1 403 177 единиц в год. Основные перевозки осуществлялись на обеспечение строительства Волго-Донского водного пути, железной дороги Комсомольск – Победино и паромной переправы через Татарский пролив, объектов Главпромстроя, Главспецнефтестроя, Дальстроя, комбината «Аппатит», Главасбеста и других особо важных объектов.

Авиация МВД имела в своем составе 2 авиационные группы, 11 авиотрядов, 22 авиазвена, 9 отдельных экипажей, общее количество самолетов состовляло 190 единиц, в том числе:
«ИЛ-12» - 2; «С-47» - 8; «ТС-65» - 2; «ЛИ-2» – 44; «АН-2» – 14; «ЯК-12» -17; «ПО-2» – 102.

МВД располагало 36 аэродромами, более 100 взлетными площадками.
Летной инспекцией осуществлялся контроль за работой авиации МВД, организовывалось обучение и переподготовка летного состава.

На Отдел были возложены функции по организации перевозок драгоценных металлов между аффинажными заводами МВД и с этих заводов в специальные хранилища Гохрана МГБ СССР, а также перевозки специальных препаратов Первого Главного управления при Совмине. Для этих целей осуществлялось содержание и эксплуатация 39 спецвагонов.

Гидрометеорологическая сеть МВД состояла из 158 станций и 170 постов, которые обслуживали 1200 человек, отвечавших за метеорологическое обеспечение полетов авиации МВД.

После освобождения Д.В.Аркадьева от должности начальника Отдела на эту должность Приказом МВД СССР № 330 от 16 марта 1951 г. был назначен полковник А.Г. Ишков.

Справка
Полковник Ишков Алексей Гаврилович (1915 г. рождения) в 1939 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. До 1943 года работал в Дорожно-транспортных отделах НКВД на Южной и Юго-Восточной железных дорогах. С 1943 года в течение 6 лет занимавший должность заместителя начальника Отдела железнодорожных и водных перевозок. МВД СССР., затем более двух лет возглавлял УМВД по Брянской области. С 1951 года начальник Отдела перевозок МВД СССР. С этой должности в 1960 году был откомандирован в Министерство среднего машиностроения СССР на должность начальника Управления военно-строительных частей. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового красного знамени, тремя орденами Красной Звезды, многими медалями, знаками «Заслуженный работник НКВД», «Почетному железнодорожнику».

В конце сороковых и в пятидесятых годах деятельность службы была направлена, в том числе и на обеспечение перевозок отправляемых на родину пленных немцев и японцев, а также, вывоз из пределов Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР спецвыселенцев (кулаков с семьями, семей бандитов и националистов, находившихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, а также семей репрессированных пособников бандитов).
 
Распоряжением Совмина от 9 мая 1953 № 6837рс штатная численность 8 и 9 отделений и его переферийных органов в составе 106 человек передана в Первое Главное управление при Совмине.

Таким образом, транспортная служба Росатома корнями уходит в Министерство внутренних дел СССР.

Руководством Министерства Отделу перевозок было поручено обеспечивать организованные перевозки бывших заключенных, амнистированных по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года. Всего было перевезено 649645 человек. Наибольшие трудности вывоза амнистированных имели место на вокзалах Московского узла, через которые было отправлено 253336 человек. Также в ноябре-декабре 1957 года Отделом были осуществлены перевозки 145 тысяч амнистированных политзаключенных.

В марте 1957 года Совет Министров СССР постановлением №328-159 возложил на службу спецперевозок МВД СССР планирование и обеспечение всех воинских перевозок Комитета госбезопасности, в том числе специальных грузов, следующих за границу. В том же году на службу спецперевозок МВД был полностью распространен порядок планирования и организации воинских перевозок, установленный для органов военных сообщений Министерства обороны СССР.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По состоянию на 1 января 1960 года штатная численность Отдела составляла 29 человек. В пунктах дислокации железных дорог имелось 8 отделов, 7 отделений и 18 уполномоченных спецперевозок общей численностью 157 человек.

Приказом МВД СССР от 25 января 1960 года было объявлено постановление Совета Министров СССР № 44-16 от 13 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР. История общесоюзного ведомства (НКВД, МВД), которое практически полностью контролировало жизнь Советского государства, играло важную роль в экономике страны, завершилась. Приказом МВД СССР № 86 о 26 марта 1960 года было объявлено о прекращении деятельности Отдела перевозок МВД СССР с 1 апреля 1960 года.

15 апреля 1960 года в составе МВД РСФСР образован Отдел специальных перевозок, на который возлагалось планирование и обеспечение перевозок МВД РСФСР, других союзных республик и КГБ при Совете Министров СССР.

26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О создании Союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР» было восстановлено централизованное управление органами милиции в масштабе страны.

С образованием Союзно-Республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР, на Отдел специальных перевозок была возложена задача по организации и обеспечению перевозок по воинскому плану железнодорожным, морским и речным транспортом потребителей всех подразделений Министерства охраны общественного порядка СССР, Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР и организации п/я А-1806 при Министерстве монтажных и специальных строительных работ СССР.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России