После октябрьской революции 1917 года

После октябрьской революции 1917 года стали определяться новые задачи, возлагаемые на органы внутренних дел

27 апреля 1918 г. декретом Совнаркома для руководства всеми делами о военнопленных, гражданских, заложниках и беженцах была учреждена Центральная коллегия о пленных и беженцах (Центропленбеж). При областных, губернских и уездных исполкомах были образованы местные коллегии о пленных и беженцах. Приказом НКВД от 26 февраля 1920 г. Центропленбеж был реорганизован и переименован в Центральное управление по эвакуации населения (Центроэвак), а местные управления о пленных и беженцах - в управления по эвакуации населения.
Положением ВЦИК и СНК РСФСР об НКВД РСФСР от 24.05.1922 было определено, что НКВД ведает организацией всех видов перевозок (кроме военных) людских контингентов, как-то: военнопленных, беженцев, переселенцев, рабочей силы и т.п. В составе НКВД было образовано Центральное Управление по эвакуации населения (Центроэвак).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Центральное Управление по эвакуации населения возлагалось:
 а) организация и обслуживание всех видов перевозок людских контингентов, кроме военных перевозок и обычного пассажирского движения, по заданиям всех ведомств;
 б) организация реэвакуации пленных и беженцев. Все передвижения указанных людских контингентов производятся исключительно по нарядам Центрального Управления по эвакуации населения. Центральное Управление по эвакуации населения осуществляет все виды обслуживания перевозимых контингентов (жилищные, питательные, санитарные и др.) на основании инструкций Народного Комиссариата Внутренних Дел, согласованных с заинтересованными ведомствами.
Деятельность Центроэвака по реэвакуации беженцев и репатриации пленных строилась на основе ежегодных общих планов перевозок.
Всего по данным Центроэвака за пятилетний период деятельности им было перевезено из РСФСР 6,5 млн. беженцев, военнопленных и гражданских пленных, а принято свыше 5 млн. мигрантов.
Декретом ВЦИК и СНК от 11 января 1923 г. Центроэвак и его местные органы были ликвидированы

Обострение классовой борьбы привело к проведению органами ОГПУ отдельные операций по принудительному переселению тех или иных групп населения уже сразу после гражданской войны. А в 1930-е годы была осуществлена крупнейшая операция по депортации советских крестьян, объявленных «кулаками».
 
1 февраля 1930 года вышло в свет постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

Задача организации перевозок «кулаков» была возложена на Транспортные отделы ОГПУ. Им было предписано организовать бесперебойную перевозку выселяемых в эшелонах.

Также существовала специальная инструкция для органов Транспортного отдела ОГПУ по перевозкам «кулаков». В ней подчеркивалось, что эшелон должен состоять из 44 вагонов для «раскулаченных» (теплушек), 8 товарных – для груза (домашнего скарба) и 1 – для команды конвоирования. В каждый вагон помещалось 40 человек. Все эшелоны сопровождал комендант. В его распоряжении находилось 13 человек охраны ОГПУ. Каждая высылаемая семья могла взять с собой до 30 пудов имущества. Двери вагона полагалось держать закрытыми, и только во время движения эшелона разрешалось открывать их на несколько сантиметров для притока воздуха. При подходе к станции двери закрывали наглухо. Комендант мог производить обыски в теплушках для обнаружения «предметов для физического сопротивления», алкоголя и др. Обеспечивалось бесперебойное снабжение выселяемых кипятком на всем пути следования эшелона, а также обслуживанием и медицинской помощью, организованы были питательные пункты на станциях с подачей горячей пищи не реже раза в двое суток.
 
Для удовлетворения непрерывно растущих потребностей в грузовых перевозках Советского государства необходимо было создание нового современного паровоза, позволившего бы максимально использовать имевшиеся технические средства и повысить веса и скорость движения грузовых поездов.

В 1930 г. Техническое бюро Транспортного отдела ОГПУ произвело технико-экономические расчеты по определению основных параметров локомотивов всех типов (паровозов, тепловозов, электровозов), необходимых для железных дорог Советского Союза. В конце апреля 1931 г. это бюро выполнило эскизный проект мощного грузового паровоза типа 1-5-1 для постройки на советских заводах. В работе участвовал инженер П. И. Красовский, ранее занимавший должность начальника Отдела тяги ЦУЖел НКПС.

В августе 1931 года Ворошиловоградский паровозостроительный завод имени Октябрьской революции (бывший Гартмана) приступил к строительству паровоза. За 70 дней первый паровоз ФД (Феликс Дзержинский) был построен.

Энтузиазм и воля к победе дали блестящие результаты. Шестого ноября 1931 года новый локомотив привез делегатов завода в Москву. Паровоз получился более чем удачный, это был настоящий современный товарный магистральный локомотив. Строились паровозы серии ФД с 1931 по 41 года на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего их выпущено 3211.
Транспортный отдел ОГПУ также в кратчайшие сроки выполняет эскизный проект максимально унифицированного с ФД пассажирского паровоза ИС (Иосиф Сталин). В феврале 1932 года «Локомотивпроект» приступил к рабочему проектированию, а 4 октября 1932 года коломенский завод закончил сборку первого паровоза ИС. Это были самые мощные в Европе паровозы того времени.

С начала Великой Отечественной войны тяжесть огромных военных перевозок легла и на эти паровозы. Они с честью ее выдержали!
Всеобщая индустриализация в СССР, строительство крупных заводов и фабрик, рудников водных каналов требовала от органов ОГПУ, НКВД обеспечивать важнейшие государственные стройки перевозками грузов и рабочей силы.
Решение о строительстве легендарного Беломорканала было принято Советом Труда и Обороны (СТО) ещё 3 июня 1930 года, приказом ОГПУ № 667/359 от 16 ноября "О строительстве Беломорско-Балтийского водного пути" все работы по каналу перешли к вновь созданному Управлению строительства Беломорско-Балтийского водного пути ОГПУ .
13 ноября 1931-го постановлением СТО № 516 для добычи золота в верховьях реки Колымы был образован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы, сокращенно — "Дальстрой".
Для обслуживания нужд Дальстроя в рабочей силе приказом ОГПУ № 287с от 1 апреля 1932 года был организован Северо-Восточный лагерь ОГПУ с дислокацией управления в поселке Средникан. Успехи ОГПУ по сооружению Беломорканала приводят к тому, что уже отлаженный механизм организации подобных работ переносится в центр страны — на строительство канала "Москва-Волга".

В 30 годах в ОГПУ, НКВД появляются собственные пароходы, баржи для перевозки осужденных. Примерами могут служить теплоход «Глеб Бокий» и баржа «Клара» для перевозок заключенных в Соловецкий лагерь особого назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В ведении органов внутренних дел имелся парк собственных вагонов, баз и складов, соединяющихся с магистральными железными дорогами собственными подъездными путями. Такое положение, с учетом большого объема специальных и воинских перевозок, потребовало создание транспортного органа в составе НКВД.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России