Перевозки и этапирование арестантов в Российской Империи

В XVI в. передвижение ссыльных в Сибирь совершалось небольшими партиями, с караулом из назначавшихся в Москве людей и с препроводительными «памятами» к воеводам тех городов, по которым они должны были следовать. Передвижение совершалось пешком. В течение XVII и XVIII вв. организация перевозки арестантов практически не улучшилась.



С начала XIX века в России стали устраиваться по пересыльным трактам специальные здания, для сопровождения ссыльных существовали особые этапные команды. Уставом о ссыльных 1822 г. заведование передвижением было возложено на губернские правления и Тобольский приказ о ссыльных. Способ передвижения оставался пешеэтапный, и только в царствование Николая I была предпринята неудачная попытка, по проекту графа Канкрина, заменить его системой одиночной перевозки на лошадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 июля 1811 г. был издан Манифест "Общее учреждение министерств", четко определяющий структуру и пределы власти центральных органов государственного управления.
Согласно Манифесту было учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов. Департаменту исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих), было предписано заниматься, кроме прочих задач, и пересылкой колодников.



В ноябре 1835 год было организовано опытное переустройство этапного дела от Москвы до Нижнего Новгорода. Для этих целей отпущено 69709 руб. 47 1/2 коп. и разрешено приобретение 155 лошадей для перевозки арестантов на подводах. По предложению командира Отдельного, корпуса внутренней стражи 24 марта 1837 год было учреждено этапирование арестантов в европейской части России и по этапному тракту до Тобольска на подводах предписанием Главного штаба учреждалась этапные команды на трактах.

3 марта 1858 год были упразднены 15 этапных команд между Санкт-Петербургом и Москвой, вместо них сформировано Особое конвойное отделение для конвоирования арестантов по железной дороге. Так, по существу, было положено начало, железнодорожных перевозок арестантов. 27 марта того же года было утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге, на основании которого были устроены специальные арестантские вагоны, прицепляемые в конце товарных поездов. Арестанты на всем пути следования содержались прикованными в «железные укрепления». Практически в то же время была установлена конная перевозка арестантов от Нижнего Новгорода до Тюмени.

27 января 1867 год утверждается должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам. Он находится в ведении военного министерства, но подчинен начальнику главного тюремного управления.

Первым главным инспектором по пересылке арестантов с 1867 по 1880 гг. был Беленченко Александр Иванович.
При Главном Инспекторе по пересылке арестантов состояли для поручений старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер, на обязанность коих было возложено: в том числе и исполнение поручений Главного Инспектора по надзору за правильным и беспрепятственным передвижением арестантов во всех местностях Империи.

Ближайшее наблюдение за препровождением арестантских партий и службою конвойных команд в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах возложено на инспектора по пересылке арестантов Восточной Сибири.
Было установлено два порядка передвижения арестантов: пересыльные передвигаются круглый год, ссыльные же — только в навигационное время, а зиму проводят в тюрьмах, откуда направляются в центральные пересыльные тюрьмы в Москве, Казани, Перми, Тюмени и Томске. Число сосланных в Сибирь и прошедших через московскую центральную тюрьму в период между 1881 и 1891 гг. колеблется от 9984 человек до 12730 человек в год; стоимость пересылки их колебалась от 1012989 руб. до 1244686 руб. Стоимость пересылки одного ссыльного — 95 руб.

Военным министром утверждено Положение о перевозке арестантов по железным дорогам, которым определялись: — порядок охраны, погрузки, следования арестантов; — устройство арестантских вагонов— на начальников конвойных команд возложена обязанность контроля за строгим соблюдением перевозок арестантов по сетям железных дорог и руководство этим делом.
В 1885 г. выработан особый тип железной баржи в два этажа, на 600 человек; на баржах устроены лазаретные помещения на 50 человек, при которых находятся врач и фельдшер. В 1879 г. сделан был первый опыт перевозки арестантов на Сахалин морем, через Одессу на пароходах добровольного флота. В 1882 г. было отправлено 600 человек, с уплатой 107000 руб., в 1891 г. — уже 1350 человек, с уплатой 322593 руб.

В 1906 году введены арестантские вагоны нового типа, которые в 1910— 1911 гг. были усовершенствованы. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими».

С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.
В России в 1914 год было перемещено арестантов— 1573562, в том числе по железным дорогам—680019, по водным путям—20208, пешим—134770 . На конвойные команды западных губерний России возложено конвоирование военнопленных и сопровождение воинских грузов на фронт. Они перевезли пересыльных солдат — 176060 чел., иностранных подданных, высланных вглубь страны и для передачи властям своих государств - 134000 чел., военнопленных—142000чел., воинских грузов - 5090325 пудов.
В марте 1917 г. главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И. Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул на верность службе Родине и Временному правительству.

Главные инспекторы по пересылке арестантов

БЕЛЕЧЕНКО Александр Иванович родился 10-го июля 1827 г. Получив военное воспитание, в 1845 г. был произведен в офицеры в Конную артиллерию, откуда в очень скором времени поступил в академию Генерального штаба и по окончании в 1849 г. курса был зачислен в Генеральный штаб, а затем назначен старшим адъютантом при штабе отдельного корпуса внутренней стражи, при коем протекла большая часть его службы. Назначенный состоять главным инспектором по пересылке арестантов, Беленченко в 1867 г. был произведен в генерал-майоры, а в 1879 г. в генерал-лейтенанты. С 1880 г. он состоял членом главного военно-тюремного комитета и в этом звании оставался до своей смерти. Скончался в Петербурге 24-го февраля 1884 г. и погребен в Александро-Невской Лавре.
 
ГАВРИЛОВ Николай Николаевич 29.11.1835 г. - 10.12.1891 генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1880—1891 — главный инспектор по пересылке арестантов. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг.
Образование: Константиновский кадетский корпус (1855), Николаевская академия Генерального штаба (1860).
Чины: офицер (11.06.1855), капитан (1864), подполковник (1866), полковник (1869), генерал-майор на основании Манифеста 18.02.1762 г. (30.08.1878), генерал-лейтенант (1888).
Прохождение службы: столоначальник Главного штаба(1867), помощник начальника отделения Главного штаба (1868), начальник отделения Главного штаба (1873), главный инспектор по пересылке арестантов, заведующий этапно-пересылочной частью и член Комитета по передвижению войск железными дорогами и водой (до 1.01.1885-после 1.01.1886)
Награды: Св. Владимира 3-й ст. (1876), единовременно 1200 руб. (1876), единовременно 2000 руб. (1878), Св. Станислава 1-й ст. (1881), Св. Анны 1-й ст (1883).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (1836—?), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1892— 1896 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


САПОЖНИКОВ Иван Дмитриевич (1831—1909), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1896— 1907 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов, по увольнении с военной службы произведен в чин генерала от инфантерии.

ЛУКЬЯНОВ Николай Иванович
Православный. Образование получил в 1-й СПб военной гимназии.
В службу вступил 10.10.1880. Окончил Николаевское кав. училище.
Выпущен Корнетом (ст. 07.08.1882) в 38-й драг. Владимирский полк.
Поручик (ст. 24.02.1883). Чиновник для поручений VIII кл. при начальнике Гл. Штаба (25.11.1885-24.01.1890). Штабс-Ротмистр (пр. 1887; ст. 30.08.1887; за отличие).
Адьютант начальника Гл. Штаба (24.01.1890-01.05.1903). Штабс-Ротмистр гв. (ст. 30.08.1890). Ротмистр (пр. 1894; ст. 06.12.1894; за отличие).
Полковник (пр. 1899; ст. 06.12.1899; за отличие). Начальник отд. Гл. Штаба (01.05.1903-21.07.1907).
Ген-майор (пр. 1905; ст. 31.05.1907; за отличие).
Гл. инспектор по пересылке арестантов и заведывающий этапно-пересыльной частью Гл. Штаба (с 21.07.1907).
Ген-лейтенант (пр. 1913; ст. 31.05.1913; за отличие). На 10.07.1916 в том же чине и должности. Сохранил свою должность и после революции - 12.03.1917 присягнул Временному правительству, к Октябрьской революции также отнесся лояльно и был уволен от службы только приказом комиссара Главного управления мест заключения (ГУМЗ) от 03.05.1918. Работал во Всероглавштабе и Штабе РККА.
С 1926 на пенсии. Проживал в Ленинграде. 03.03.1935 арестован (волна после убийства Кирова) и 09.03.1935 выслан из Ленинграда в Куйбышев (Самару), где и скончался.
Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1902); Св. Владимира 3-й ст. (1908); Св. Станислава 1-й ст. (1911); Св. Владимира 2-й ст. (ВП 22.03.1915; с 01.01.1915).

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России