В XVI в. передвижение ссыльных в Сибирь совершалось небольшими партиями, с караулом из назначавшихся в Москве людей и с препроводительными «памятами» к воеводам тех городов, по которым они должны были следовать. Передвижение совершалось пешком. В течение XVII и XVIII вв. организация перевозки арестантов практически не улучшилась.
С начала XIX века в России стали устраиваться по пересыльным трактам специальные здания, для сопровождения ссыльных существовали особые этапные команды. Уставом о ссыльных 1822 г. заведование передвижением было возложено на губернские правления и Тобольский приказ о ссыльных. Способ передвижения оставался пешеэтапный, и только в царствование Николая I была предпринята неудачная попытка, по проекту графа Канкрина, заменить его системой одиночной перевозки на лошадях.
Согласно Манифесту было учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов. Департаменту исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих), было предписано заниматься, кроме прочих задач, и пересылкой колодников.
В ноябре 1835 год было организовано опытное переустройство этапного дела от Москвы до Нижнего Новгорода. Для этих целей отпущено 69709 руб. 47 1/2 коп. и разрешено приобретение 155 лошадей для перевозки арестантов на подводах. По предложению командира Отдельного, корпуса внутренней стражи 24 марта 1837 год было учреждено этапирование арестантов в европейской части России и по этапному тракту до Тобольска на подводах предписанием Главного штаба учреждалась этапные команды на трактах.
3 марта 1858 год были упразднены 15 этапных команд между Санкт-Петербургом и Москвой, вместо них сформировано Особое конвойное отделение для конвоирования арестантов по железной дороге. Так, по существу, было положено начало, железнодорожных перевозок арестантов. 27 марта того же года было утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге, на основании которого были устроены специальные арестантские вагоны, прицепляемые в конце товарных поездов. Арестанты на всем пути следования содержались прикованными в «железные укрепления». Практически в то же время была установлена конная перевозка арестантов от Нижнего Новгорода до Тюмени.
27 января 1867 год утверждается должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам. Он находится в ведении военного министерства, но подчинен начальнику главного тюремного управления.
Первым главным инспектором по пересылке арестантов с 1867 по 1880 гг. был Беленченко Александр Иванович.
При Главном Инспекторе по пересылке арестантов состояли для поручений старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер, на обязанность коих было возложено: в том числе и исполнение поручений Главного Инспектора по надзору за правильным и беспрепятственным передвижением арестантов во всех местностях Империи.
Ближайшее наблюдение за препровождением арестантских партий и службою конвойных команд в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах возложено на инспектора по пересылке арестантов Восточной Сибири.
Было установлено два порядка передвижения арестантов: пересыльные передвигаются круглый год, ссыльные же — только в навигационное время, а зиму проводят в тюрьмах, откуда направляются в центральные пересыльные тюрьмы в Москве, Казани, Перми, Тюмени и Томске. Число сосланных в Сибирь и прошедших через московскую центральную тюрьму в период между 1881 и 1891 гг. колеблется от 9984 человек до 12730 человек в год; стоимость пересылки их колебалась от 1012989 руб. до 1244686 руб. Стоимость пересылки одного ссыльного — 95 руб.
Военным министром утверждено Положение о перевозке арестантов по железным дорогам, которым определялись: — порядок охраны, погрузки, следования арестантов; — устройство арестантских вагонов— на начальников конвойных команд возложена обязанность контроля за строгим соблюдением перевозок арестантов по сетям железных дорог и руководство этим делом.
В 1885 г. выработан особый тип железной баржи в два этажа, на 600 человек; на баржах устроены лазаретные помещения на 50 человек, при которых находятся врач и фельдшер. В 1879 г. сделан был первый опыт перевозки арестантов на Сахалин морем, через Одессу на пароходах добровольного флота. В 1882 г. было отправлено 600 человек, с уплатой 107000 руб., в 1891 г. — уже 1350 человек, с уплатой 322593 руб.
В 1906 году введены арестантские вагоны нового типа, которые в 1910— 1911 гг. были усовершенствованы. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими».
С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.
В России в 1914 год было перемещено арестантов— 1573562, в том числе по железным дорогам—680019, по водным путям—20208, пешим—134770 . На конвойные команды западных губерний России возложено конвоирование военнопленных и сопровождение воинских грузов на фронт. Они перевезли пересыльных солдат — 176060 чел., иностранных подданных, высланных вглубь страны и для передачи властям своих государств - 134000 чел., военнопленных—142000чел., воинских грузов - 5090325 пудов.
В марте 1917 г. главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И. Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул на верность службе Родине и Временному правительству.
Главные инспекторы по пересылке арестантов
БЕЛЕЧЕНКО Александр Иванович родился 10-го июля 1827 г. Получив военное воспитание, в 1845 г. был произведен в офицеры в Конную артиллерию, откуда в очень скором времени поступил в академию Генерального штаба и по окончании в 1849 г. курса был зачислен в Генеральный штаб, а затем назначен старшим адъютантом при штабе отдельного корпуса внутренней стражи, при коем протекла большая часть его службы. Назначенный состоять главным инспектором по пересылке арестантов, Беленченко в 1867 г. был произведен в генерал-майоры, а в 1879 г. в генерал-лейтенанты. С 1880 г. он состоял членом главного военно-тюремного комитета и в этом звании оставался до своей смерти. Скончался в Петербурге 24-го февраля 1884 г. и погребен в Александро-Невской Лавре.
ГАВРИЛОВ Николай Николаевич 29.11.1835 г. - 10.12.1891 генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1880—1891 — главный инспектор по пересылке арестантов. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг.
Образование: Константиновский кадетский корпус (1855), Николаевская академия Генерального штаба (1860).
Чины: офицер (11.06.1855), капитан (1864), подполковник (1866), полковник (1869), генерал-майор на основании Манифеста 18.02.1762 г. (30.08.1878), генерал-лейтенант (1888).
Прохождение службы: столоначальник Главного штаба(1867), помощник начальника отделения Главного штаба (1868), начальник отделения Главного штаба (1873), главный инспектор по пересылке арестантов, заведующий этапно-пересылочной частью и член Комитета по передвижению войск железными дорогами и водой (до 1.01.1885-после 1.01.1886)
Награды: Св. Владимира 3-й ст. (1876), единовременно 1200 руб. (1876), единовременно 2000 руб. (1878), Св. Станислава 1-й ст. (1881), Св. Анны 1-й ст (1883).
ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (1836—?), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1892— 1896 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов.
САПОЖНИКОВ Иван Дмитриевич (1831—1909), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1896— 1907 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов, по увольнении с военной службы произведен в чин генерала от инфантерии.
ЛУКЬЯНОВ Николай Иванович
Православный. Образование получил в 1-й СПб военной гимназии.
В службу вступил 10.10.1880. Окончил Николаевское кав. училище.
Выпущен Корнетом (ст. 07.08.1882) в 38-й драг. Владимирский полк.
Поручик (ст. 24.02.1883). Чиновник для поручений VIII кл. при начальнике Гл. Штаба (25.11.1885-24.01.1890). Штабс-Ротмистр (пр. 1887; ст. 30.08.1887; за отличие).
Адьютант начальника Гл. Штаба (24.01.1890-01.05.1903). Штабс-Ротмистр гв. (ст. 30.08.1890). Ротмистр (пр. 1894; ст. 06.12.1894; за отличие).
Полковник (пр. 1899; ст. 06.12.1899; за отличие). Начальник отд. Гл. Штаба (01.05.1903-21.07.1907).
Ген-майор (пр. 1905; ст. 31.05.1907; за отличие).
Гл. инспектор по пересылке арестантов и заведывающий этапно-пересыльной частью Гл. Штаба (с 21.07.1907).
Ген-лейтенант (пр. 1913; ст. 31.05.1913; за отличие). На 10.07.1916 в том же чине и должности. Сохранил свою должность и после революции - 12.03.1917 присягнул Временному правительству, к Октябрьской революции также отнесся лояльно и был уволен от службы только приказом комиссара Главного управления мест заключения (ГУМЗ) от 03.05.1918. Работал во Всероглавштабе и Штабе РККА.
С 1926 на пенсии. Проживал в Ленинграде. 03.03.1935 арестован (волна после убийства Кирова) и 09.03.1935 выслан из Ленинграда в Куйбышев (Самару), где и скончался.
Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1902); Св. Владимира 3-й ст. (1908); Св. Станислава 1-й ст. (1911); Св. Владимира 2-й ст. (ВП 22.03.1915; с 01.01.1915).